Один год работы Закона РК «О доступе к информации»: проблемы, тенденции и рекомендации

627

Один год работы Закона РК «О доступе к информации»: проблемы, тенденции и рекомендации

Закон о доступе к информации действует в Казахстане всего один год. Это, конечно, не слишком большой срок для каких-либо оценок, но, тем не менее, мы попробуем определить ключевые проблемы применения этого закона на практике; наметить  основные тенденции  и  предложить несколько простых рекомендаций для популяризации закона о доступе к информации.

Что было сделано?

В течение этого года группой НПО, включая Интерньюс-Казахстан, Международный центр некоммерческого права, Центр исследования правовой политики совместно с Мажилисом Парламента РК, уполномоченными министерствами, международными организациями проводили обучение государственных служащих, представителей пресс-служб, НПО и СМИ, гражданских активистов, членов общественных советов в городах Алматы, Астана и почти во всех областных центрах. Мы анализировали соответствие сайтов обладателей информации требованиям, установленным в законе. Мы проверяли, как отвечают на запросы обладатели информации.

Каковы ключевые проблемы?

Мы определили следующие ключевые проблемы в реализации Закона РК « О доступе к информации»:

Первая проблема – это слабая осведомленность как обладателей информации, в первую очередь, государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора, так и пользователей информации об обязанностях и возможностях, указанных в законе о доступе к информации. Обладатели не знают, что они обязаны делать по закону, пользователи – не знают, как им пользоваться.

Вторая проблема – это отсутствие контроля за исполнением требований закона. Например, мы только приветствуем проведение официального мониторинга сайтов обладателей информации и контроль за наполнением портала «Открытое правительство», но в то же время отмечаем, что выполнение других требований контролируется не на должном уровне.

Третья проблема — это отсутствие общей методики (правил) по информированию населения о деятельности госорганов. Несмотря на то, что закон есть, но руководства к действию для государственных органов нет,  и это очень сильно замедляет его реализацию.

Четвертая проблемаотсутствие мер по продвижению закона и его популяризации как в самом законе, так и на практике. Это важный аспект, от которого зависит эффективность правоприменительной практики. Меры по продвижению закона могут включать такие меры как информирование населения и популяризация закона; стимулирование к его активному применению; обучение и повышение квалификации уполномоченных сотрудников и т.д.

Пятая проблема – это отсутствие достаточных ресурсов – технических, кадровых и иных – у обладателей информации, в первую очередь, органов государственного управления. Например, во многих регионах нам говорили, что доступ к интернету слабый или его вовсе нет, что есть проблемы с загруженностью ответственных сотрудников и т.д.

В качестве дополнительных проблем мы отметим бездействие Комиссии по вопросам доступа к информации. Ее состав обновился, в него включены представители неправительственных организаций, однако в обновленном составе комиссия еще не собиралась. Первое заседание назначено на 15 ноября.  Мы возлагаем большие ожидания на работу этой комиссии. Очень много вопросов по статусу комиссии, ее функциям и компетенции. НПО уже давно разработали предложения по этим вопросам и направляли их в министерство, надеемся, что они будут рассмотрены в самое ближайшее время.

Другая дополнительная проблема – это качество подзаконных актов, принятых для реализации Закона РК «О доступе к информации». Некоторые подзаконные акты нуждаются в пересмотре и обновлении, на наш взгляд. Предложения по пересмотру подзаконных актов также направлялись в министерство и мы надеемся, что с созданием и деятельностью Комиссии по вопросам доступа к информации, совместно мы сможем улучшить подзаконные акты, что, безусловно, положительным образом скажется на эффективности правоприменительной практики Закона РК «О доступе к информации».

Пока закон реализуется на практике, на наш взгляд, не очень системно, нет мотивации и ответственности у обладателей информации по его соблюдению; нет навыков и практики его использования у пользователей информации.

Возможные тенденции:

Что будет, если всё оставить как есть и не решать указанные проблемы?

Проблемы будут разрастаться, активность применения закона снизится и мы не достигнем того эффекта, которого ожидаем от этого закона. То есть,  государственные органы не станут более открытыми, прозрачными и подотчетными перед населением.

Другие возможные тенденции:

— участие общества и СМИ в процессе противодействия коррупции снизится;

— рекомендация по доступу к информации в рамках  Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией останется не выполненной;

— отсутствие должного уровня открытости и прозрачности государственных органов будет влиять в целом на качество государственного управления и инвестиционную привлекательность Казахстана;

— не позволит нам подняться на более высокие позиции в ряде международных рейтингов (включая, но не ограничиваясь такими рейтингами как Global RTI-Rating, Индекс восприятия коррупции)

Поэтому считаем важным скорейшее выполнение пяти очень простых, но актуальных на сегодняшний момент рекомендаций.

Очень простые рекомендации:

  1. Разработать и принять на уровне подзаконного акта правила или порядок информирования населения о деятельности государственных органов, а также типовые правила организации такой работы для других категорий обладателей информации.
  2. Обязать (или рекомендовать) каждого обладателя информации на своем интернет-ресурсе опубликовать Закон РК «О доступе к информации» и «пошаговую инструкцию по его применению» для пользователей информации, типовые шаблоны для письменного запроса информации, типовые шаблоны для обжалования неправомерных действий (бездействия), решений должностных лиц; контакты ответственных сотрудников и т.д.
  3. Обязать обладателей информации создать  на своих интернет-ресурсах реестр проектов НПА (с гиперссылкой на портал «Открытые НПА») и реестр принятых этим обладателем нормативных и ненормативных правовых актов, с гиперссылкой на портал www.adilet.zan.kz  и поддерживать этот реестр  в актуальном состоянии.
  4. В рамках государственного информационного заказа на 2017 год выделить один или несколько лотов на проведение национальной кампании в СМИ по популяризации Закона РК «О доступе к информации» и продвижении портала «Открытое правительство».
  5. Ежегодно, начиная с 2017 года, готовить национальный доклад о транспарентности и подотчетности органов государственного управления (на основании базовых индикаторов, указанных в Законе РК «О доступе к информации») или сделать такое исследование частью подготовки национального доклада о противодействии коррупции. Вести и регулярно обновлять рейтинг госорганов по уровню открытости и прозрачности.

 

Рекомендации представлены: Internews Kazakhstan, Центром исследования правовой политики (LPRC), Международным центром некоммерческого права (ICNL)