Ответы на спорные вопросы действующего закона «О доступе к информации»

663

Вопросы были заданы участниками вебинара по проблемам доступа к информации. Отвечает на вопросы Бекзат Рахимов, заместитель директора Департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и коммуникации Казахстана.

В действующем законе «О доступе к информации» есть понятия «служебная информация» и «информация ограниченного распространения». Что они означают?

Данные понятия регулируются Законом «О доступе к информации», а также Законом «Об административных процедурах» и Правилами №1196. Согласно Пункту 1.3.1 Статьи 1 Закона «Об административных процедурах» под служебной информацией понимается информация создаваемая, обрабатываемая и передаваемая при выполнении государственных функций собственником, владельцем и пользователем которой является государство, т.е. вся информация, которая находится в обороте работы государственного органа является служебной информацией, и также та информация, которую граждане предоставляют в государственные органы. При этом, Пунктом 8 Статьи 1 Закона «О доступе к информации» раскрывается понятие информации ограниченного доступа. К этой информации относятся госсекреты, личная и семейная, банковская, врачебная, коммерческая и иная охраняемая законами тайна, а также служебная информация с пометкой «Для служебного пользования» («ДСП»), т.е. согласно Постановлению №1196 Пункту 3 информация ограниченного распространения, к которой отнесены сведения, касающиеся деятельности государственного органа, открытое опубликование которых может нарушить порядок соблюдения административных процедур, связанных с необходимостью обеспечения независимости государственного органа при принятии решения. Под открытым опубликованием мы понимаем публикацию материалов в открытой печати, т.е. в средствах массовой информации, в том числе и на интернет ресурсах, передача по радио, на телевидении, открытых конференциях, совещаниях, симпозиумах и иных публичных мероприятиях. Здесь следует разъяснить, что понимается под «связанный с необходимостью обеспечения независимости государственного органа». На практике это та информация, раскрытие которой может тем или иным образом повлиять на принятие решения какого-либо государственного органа или должностного лица, поэтому раскрытие этой информации государственный орган может ограничить (не должен, а может), т.е. эта процедура также остается на его усмотрение, в первую очередь его первого руководителя и непосредственных должностных лиц, которые связаны с этой служебной информацией. Также важно понимать, что пометка «ДСП» не может быть вечной, ее срок действия ограничивается. Законодательно нет каких-либо конкретных сроков, но имеются оговоренные критерии, по которым эта пометка должна сниматься. К этим критериям относятся Пункт 16 Статьи 11 Закона «О доступе к информации», где конкретно написано, что до принятия решения или до окончания проверки, т.е. когда проводится проверка в течение нее вся служебная информация может быть ограничена в распространении, но после окончания этой проверки, подписания протокола, где выносится конкретное решение вся информация должна быть открыта. То же касается и решений, которые принимаются в рамках межведомственного согласования, т.е. если несколько госорганов решают какой-то вопрос внутри, например, в переписке между собой, после принятия окончательного решения, вся информация, в том числе переписка, должна носить открытый характер.

Как вопрос доступа к служебной информации регулируется Законом об административных процедурах?

Закон об административных процедурах направлен на регулирование внутренних процессов документооборота госорганов, а Закон «О доступе к информации» обеспечивает доступ к информации, которая находится внутри госоргана. Для обеспечения нормального прохождения всех процедур внутри госоргана возникает служебная необходимость временного ограничения доступа к какой-либо информации. Такая информация является информацией ограниченного распространения с пометкой «ДСП». В Пункте 16 Статьи 11 как раз дано объяснение, когда в доступе к информации может быть отказано по причине того, что информация носит характер ограниченной, а именно: до принятия решения по результатам проверок, проводимых в рамках государственного контроля и надзора; до принятия окончательного решения, вырабатываемого на основе межведомственной и внутриведомственной переписки или на основе совещаний в госорганах; до принятия взаимного соглашения об условиях раскрытия документов, поступивших от иностранных государств или международных организаций.

Обобщения судебной практики суды относят к служебной информации и ограничивают к ним доступ, так как указанные в них судебные ошибки могут быть использованы для обжалования или опротестования. Правильно ли это?

Согласно Закона «О доступе к информации» такая информация должна быть раскрыта за исключением информации ограниченного распространения, к которой относятся тайны (персональные данные, банковская тайна и пр.) и госсекреты. Нужно четко понимать разницу между служебной информацией и служебной информацией ограниченного распространения. Нельзя всю служебную информацию, которая есть и госоргана отнести к «ДСП». Универсального перечня характеристик «ДСП» создать невозможно. Сам госорган определяет, какая информация ограничена для распространения временно до принятия окончательного решения. С учетом этого, в Кодексе административных правонарушений прописано, что этот госорган несет ответственность за принятие решения, и, таким образом через суд на него может быть наложен административный штраф за незаконное ограничение доступа к служебной информации в размере 20 МРП (Статья 126 «Об административных правонарушениях» Прим.1).

К примеру, согласно Статьи 6 к информации, доступ к которой не подлежит ограничению относится информация о чрезвычайных ситуациях и катастрофах. Таким образом, информация о свершившийся ситуации (количество пострадавших, территория охвата ЧС и пр.) не должна подвергаться какому-либо ограничению, но в случае, если госорган считает, что информация о принимаемых им мерах или процедурах принятия решений может повлиять на общественный правопорядок или на безопасность общества, она может быть ограничена.

Или, например, о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также состоянию преступности. Ключевое слово в этой формулировке «состояние», т.е. статистические данные, которые характеризуют здравоохранение, санитарию и т.д. К таким данным доступ должен быть открыт. Что касается, доступа к информации о принимаемых решениях и мерах, он может быть ограничен до принятия окончательного решения в их отношении, если есть угроза нормальному течению административных процедур или угроза общественной безопасности.

Также, можно привести пример об информации о фактах совершения актов терроризма. Информация о свершившихся террористических актах должна быть открыта, но информациях о специальных операциях и мероприятиях, которые проводят силовые органы в отношении представителей террористических организаций, разведывательная информация ограничена и отнесена к госсекретам.

Какую информацию можно получить по устному запросу? Можно ли получить информацию по устному запросу, не перечисленную прямо в п.4 ст.11 закона «О доступе к информации»?

По устному запросу можно получить любую информацию, но Законом «О доступе к информации» Пункт 4 Статьи 1 дан исчерпывающий перечень той информации, которая обязана быть предоставлена госслужащим по телефону или при личном устном обращении, т.е. это общая информация: график обладателя информации, почтовый адрес, адрес электронной почты, интернет-ресурсы, телефоны справочных служб обладателя информации, территориальных органов и подведомственных организаций, а также сведения об их руководителях, порядок приема физических и юридических лиц, порядок рассмотрения запросов, обращений, заявлений, жалоб физических и юридических лиц, порядок оказания государственных услуг, порядок рассмотрения судебных дел, сведения о месте проведения и дате открытых конкурсов, время и место созыва схода местного сообщества, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы, сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации, номера телефонов получения информации об имеющихся вакантных должностях. По этим пунктам госорган, который является обладателем информации, обязан дать информацию по устному запросу. Законодательно рассматривается возможность того, что обладатель информации, по своему усмотрению, может отвечать устно и на другие вопросы. Здесь конечно будет стоять вопрос юридической силы предоставляемой таким образом информации, поэтому для вопросов безопасности я рекомендовал бы все другие виды информации запрашивать в письменном виде.

Если у обращающегося с запросом нет ИИН или БИН, имеет ли он в этом случае право обращаться с запросами к обладателям информации?

Да, конечно. По иерархии законодательства наивысшую силу имеет Конституция. По Конституции ограничений в этом плане нет. Да и в Самом Законе о доступе к информации это требование применимо к письменному запросу. Есть и другие виды запросов. В частности, на сегодняшний день почти у всех госорганов есть блог так называемый «Блог-платформа», и, исходя из статистики и практики, большая часть запросов проходит именно по этой линии, где информация предоставляется в кратчайшие сроки. Поэтому, отвечая на этот вопрос, отсутствие ИИН или БИН не основание отказа от ответа по запросу.

Что делать, если обладатели информации неоднократно не отвечают на запрос о предоставлении информации?

Существует процедура обжалования: во-первых, вы можете обратиться в вышестоящий государственный орган к вышестоящему должностному лицу, которое должно принять в отношении лица, которое нарушает ваши права соответствующей дисциплинарной мерой, либо обратиться в прокуратуру или суд. Через суд будет налагаться соответствующее административное взыскание на тот государственный орган. Также законом четко ограничены сроки, в рамках которых вам должны предоставить ответ либо эти сроки могут быть продлены. Максимальный срок, за который вам должны предоставить ответ – 15 дней. Если у государственного органа есть причины, по которым он вынужден продлить этот срок, то он может быть продлен до 30 дней.

Согласно закону «О доступе к информации» — «Пользователю информации, непосредственно обратившемуся к обладателю информации и предоставившему запрос в письменной форме, выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего запрос». Что понимается под «непосредственным обращением» в таком случае?

Непосредственное обращение – это прямой контакт идет непосредственно с должностным лицом без посредников. В практике, такого вида контакт редко осуществляется. В Дом Министерств, исходя из того, что это режимный объект, обратиться непосредственно к должностному лицу не всегда возможно. Поэтому более правильно будет направлять обращения через блог-платформу, которая работает через портал «Электронное Правительство». В таком случае, у вас всегда будет подтверждение, что вы такой запрос направляли и что это обращение получено и рассматривается госорганами.

Можно ли в данном законе более подробно предусмотреть режим охраняемых законом тайн и при каких условиях они раскрываются?

Закон носит рамочный характер и корреспондируется с уже действующим законодательством, в частности с Законом «О государственных секретах», «О банковской тайне». В целом в законодательстве этот вопрос раскрыт. Из практики принятия законодательства не приветствуется, когда происходит дублирование норм. Вам следует обращаться в Законы «О банковской тайне», «О персональной информации», в Кодекс здоровья, где все эти пункты отражены.

Должен ли обладатель информации связаться с лицом, обращающимся за информацией, для уточнения запроса, если содержание запроса ему не совсем понятно?

Конкретно это в законе не прописано, но я бы рекомендовал, чтобы эти действия имели место, т.к. хочу обратить внимание, что все государственные органы подвергаются оценки своей деятельности, в том числе именно по предоставлению ответов на запросы граждан. В случае, если на какой-то ответ приходит повторный запрос, это прямо отражается на оценке госоргана и приводит к определенным дисциплинарным взысканиям в отношении этих лиц. Поэтому государственные служащие должны быть заинтересованы в предоставлении информации максимально полно, чтобы подобные запросы не повторялись.

Если в запросе пропущена какая-то информация, но в целом понятно, о чем запрашивает лицо и по какому адресу нужно отправить ответ, имеет ли право обладатель информации отказать в предоставлении информации?

Не имеет. Если существует такая возможность, ответ должен быть предоставлен. Эти вопросы также подвергаются оценке и учитываются при определении эффективности государственного органа или должностного лица, поэтому они в первую очередь должны быть заинтересованы предоставлять максимальный объем информации.

В каких случаях предусмотрена плата за предоставление информации и чем это регулируется? Кто освобожден от оплаты фактических затрат на копирование и печать?

Законодательством предусмотрено, что вся информация априори носит бесплатный характер. Законом предусмотрены только случаи, при которых обладатель информации может запросить оплату у пользователя информации только на копирование документов. Хотя при этом тем же законодательством подтверждено, что в электронном виде копии должны предоставляться бесплатно, в бумажном – могут быть платно. Процедура взимания и тарифы полностью прописаны в подзаконном акте — Постановлении Правительства №1176 от 31 декабря 2015 года «Об утверждении практических затрат на копирование или печать и порядка их оплаты обладателю информации, а также освобождения социально-уязвимых слоев населения от оплаты фактических затрат».

Под понятием информации в Законе о доступе к информации понимается не только информация, которая имеется у госслужащих и госорганах, но и информация, которая зафиксирована на любом носителе – электронном, бумажном и т.д. — и имеющая реквизиты для ее идентификации. В этом ключевое отличие Закона «О доступе к информации» и Закона «Об обращении физических и юридических лиц». Если в первом случае рассматривается только запрос на предоставление информации (документов, файлов), то во втором случае запрос в госорган может быть в виде предложения, обращения, жалобы, выражения своей позиции по тому или иному вопросу, выражения благодарности. Соответственно в рамках второго упомянутого закона, предоставление информации осуществляется абсолютно бесплатно.